Как перейти через край | Процессуальная терапия

Все публикации / Просмотр публикации

 

В предыдущей статье мы подробно рассмотрели понятие Край, которое является базовым для процессуальной терапии.

И конечно же, следующий наиважнейший вопрос: Как человеку перейти через край и оказаться в новой для себя идентичности? И как переходить, чтобы все свои силы не растерять? И надо ли вообще переходить? А перейдя, что с этим новым сокровищем делать?

Арнольд Минделл предлагает несколько инструментов для такого перехода.

  1. Сознательная визуализация себя в новом прекрасном будущем.

В системных расстановках этот приём очень хорошо работает. Если человек никак не может себе представить, как это для него будет, когда он научится зарабатывать в 100 раз больше, его просто надо поставить на отметку «Прекрасное будущее» и дать ему всем телом почувствовать, представить визуально, аудиально, в телесных и двигательных ощущениях, каково это. В большинстве случаев, рост заработков приносит новые ощущения, в которых сочетается и позитив, и негатив. Ощущение новых возможностей, как правило, сочетается с ощущением новой степени ответственности.

Например, активированное поле Мер-Ка-Ба, однозначно дает ощущение большей энергии и большей силы, которое попадает в распоряжение человека. Это имеет свои плюсы и минусы. Плюсы состоят в том, что ты действительно можешь сделать намного больше в единицу времени. Минусы состоят в том, что ты перестаешь быть маленьким-удобным существом для окружающих. Тебя уже невозможно игнорировать и просто так сдвинуть в сторону, как муравья. Вместо муравья теперь им приходится иметь дело со слоном. Со слоном теперь приходится считаться. И посуду в лавке беречь.

Процессуальная работа очень эффективно использует данный приём сознательной визуализации в продвижении клиента в сторону будущего.

  1. Вступить в диалог с фигурой края. Сразиться с фигурой края.

Фигура Края – это фигура, которая персонифицирует различные ограничивающие убеждения и стереотипы, наши привычные взгляды на жизнь.

Когда-то нам эти взгляды внушались родителями, родственниками, нянями, воспитателями, учителями, наставниками, руководителями и многими другим окружающими нас людьми. Очень многое из того, что нам внушалось, было полезно, несмотря на то, что содержало в себе категорически запреты. Категорический запрет писаться в штанишки помог ребенку сформировать навык контролировать собственное тело, и в конечном счете помог ему стать более адекватными в обществе других людей, помог в социализации. Любое вхождение в общество, в культуру, ограничивает и развивает одновременно. Тут имеют значение нюансы. Малейший перебор, крайность, чрезмерная жесткость требования, или требование без словестного сопровождения-объяснения, или попустительское безразличие к ребенку и его поведению может осложнить траекторию развития. И внешний голос старшего, диктующий ребенку норму ограничения, может стать внутренним голосом человека на долгие годы.

  • «А ну, не плачь, мальчики не плачут…»
    «Не высовывайся, не лезь на рожон, не лезь вперед батьки в пекло…»
    «Хорошего понемножку…»
    «Быть хорошей девочкой – это не иметь своих желаний, а во всем слушаться маму…»
    «Всегда делись игрушками…»
    «Никогда не бери чужого…»
    «Ты всегда должен быть лучше всех…»
    «Мы ждали мальчика… Ты нам никогда не угодишь, ведь ты родилась девочкой…»

Итак, в процессуальной работе терапевт может выявить, распаковать и выступить для клиента фигурой края. А может поставить самого клиента на место фигуры края. Тем самым запускается процесс осознавания клиентом фигуры края, т.е. собственных ограничений, плюсов и минусов с этим связанных.

Главный минус состоит в том, что фигуры края подавляют человека своей «обоснованной» философией. Они считают новый, вторичный процесс неприемлемым и пугающим, фильтруют и отбрасывают прочь всю информацию, приходящую от новой идентичности. Результатом их «заботы» является то, что человек не может включить свою новую идентичность в повседневную жизнь, и она вынуждена оставаться где-то на задворках сознания (или вообще в бессознательном), и прорываться иногда в сновидениях, проявляться в виде неприятных симптомов и конфликтов.

В диалоге в фигурой края можно применить такой приём процессуальной работы. Вместо того чтобы воевать с фигурой края, попробуйте встать на ее сторону. Просто на некоторое время представьте себе это, и даже займите место в пространстве там, где по вашему мнению, эта фигура может находиться относительно вас. Встаньте на её сторону во внутреннем диалоге и скажите самому себе, что вам нельзя меняться. И послушайте, какие будут ответы, и что вы почувствуете.

В НЛП подобная технология называется трехпозиционным описанием ситуации. Когда человек последовательно проходит осознавание своей ситуации конфликта. Первая позиция – это мои интересы в конфликте, в отношениях с другим. Вторая позиция – это интересы другого в конфликте, в отношениях со мной. Третья позиция – это мета-позиция, это балкон над схваткой, более нейтральный непредвзятый, неангажированный взгляд на ситуацию.

Фактически фигура Края – это часть личности человека, которая персонифицирует негативное отношение к себе. Самокритика иногда бывает полезна, но в целом фигура края необоснованно тормозит развитие человека. Например, мать, которая сидела дома с детьми, давно их вырастила, но привычно откладывает начало своей профессиональной деятельности. Фигуру края в этом случае можно назвать «Мать». Фигура края застряла в роли «матери», и никак не соглашается с новой идентичностью «успешный профессионал».

В диалоге с выявленной фигурой края можно выяснить, какие у неё есть причины для того, чтобы удерживать человека на прежнем месте, не пускать его дальше.

Вариантом развития событий может стать просьба-обращение к фигуре края: «Спасибо тебе за заботу. Теперь ты мне нужна в новом качестве. Вместо того, чтобы быть мне тюрьмой, сейфом и ограничением, будь мне телохранителем, гидом, наставником в движении к новой цели. В тебе огромная сила, ты мне нужна в новом качестве». В большинстве случаев, энергия, запертая в фигуре края, очень рада быть полезной в новом качестве и заботиться о своем хозяине по новому».

Итак, способы практической работы с краем весьма индивидуальны.
  • Иногда людям просто не хватает решимости шагнуть за край. И надо просто дать им попробовать побыть там, за краем, и всем телом ощутить, что «не так страшен черт, как его малюют».
  • Иногда необходимо развернуть внутренний диалог с фигурой края. И договориться о новой форме взаимодействия-сотрудничества.
  • Иногда процессуальная работа лишь указывает на присутствие края, обозначает клиенту его наличие.

Терапевт обращает внимание клиента на то, что как только он подходит к краю, он начинает смущаться, застревает, выдает одно за другое, отходит назад, к старой идентичности, действует бессознательно, забывает о чём вёл разговор, о цели, к которой стремился на данной сессии. Терапевт всего лишь помогает клиенту обратить внимание на то, что происходит, а также на чувства клиента по этому поводу.

Работая с клиентом, процессуальный терапевт не просто следует за процессом осознавания клиента. Процессуальный терапевт осуществляет вмешательство лишь в определенные моменты, когда он может помочь клиенту увидеть, что именно сейчас вторичный процесс, новая идентичность готовы проявить себя.

В точке появления вторичного процесса клиент, безусловно, имеет право выбрать, хочет он осознавать его или нет.

Терапевт различает первичное, вторичное и краевое поведение. Терапевт осознает край и предоставляет возможность клиенту перейти через него или не переходить.

Дело в том, что развитие человека редко идёт по прямой линии. Обычно оно кружит, заходя немного за край, затем возвращаясь, затем опять заходя за край, а потом останавливаясь на какое-то время в точке перелома.

Арноль Миндел пишет: «Одна из причин, по которой я не толкаю людей через край, не заставляю их совершить прорыв, состоит в том, что я всегда ищу пути наименьшего сопротивления. Я занимаю минималистскую позицию по отношению к терапии. Большинство людей сопротивляются движению за край потому, что они имеют весьма слабое представление о том, как жить. Новая идентичность и новые формы поведения могут быть еще не сформированы: для этого может потребоваться время».

Если клиент, очень робкий человек, а за краем располагается его агрессивность. Представим, что получится, если великий терапевт перетащит клиента через край, и клиент станет способным на агрессию, разрешит себе быть агрессивным. Терапевт поздравляет клиента с большим шагом в его развитии. Клиент уходит домой счастливым обладателем новой степени свободы. Дома и на работе клиент начинает общаться с людьми совершенно по-новому, в том числе, весьма агрессивно. Теряет работу и наживает врагов.

А что на самом деле произошло? Клиент получил новую степень свободы слишком быстро. Он не научился, как справляться с проблемами в отношениях, которые возникнут, когда он позволит себе быть агрессивным. А новые навыки и привычки не формируются за один час. Вспомните сколько времени вам потребовалось, чтобы научиться уверено водить машину.

Позиция Арнольд Минделла предельно ясна: «Я не подталкиваю своих клиентов к катартическим прорывам. Я стараюсь двигаться медленно и мягко. Ждите и наблюдайте. Когда у клиента будет полное представление о том, как жить с новой идентичностью, необходимые перемены можно будет произвести в две секунды».

Экстаз мгновенного катарсиса и инсайта прекрасен. Но сколько в этом терапевтической ценности? Относитесь с уважением и терпением к прозаичной и медленной работе по выстраиванию новой идентичности человека. Это надежнее.

***
Статья написана по материалам книги Арнольд Минделл «Вскачь задом наперёд»

***

8-11 марта 2018 г. в центре ОЛЬВИЯ стартует
Швейцарская сертификационая программма по процессуальной работе
ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РАБОТА В МОСКВЕ = НОВЫЙ ЦИКЛ ! http://pw-center.ru/