Основы процессуальной работы

Все публикации / Просмотр публикации

 

В центре «Ольвия» (г.Москва) начал работу четвертый модуль Швейцарской сертификационной программы по процессуальной работе (www.olvia-center.ru).  

Виктория Саат любезно напомнила участникам об азах процессуального подхода. 

Основы процессуальной работы

Сначала мы обращаем внимание на первичный и вторичный процесс.

Первичный процесс (Я) – это то, как мы живём в привычном ритме, с привычным ощущением себя, как-то всё знакомо. Я – такой-то. Я умею то-то. Я знаю то-то. Я женщина. Я мама. Я бизнесмен. Я – психолог. Я добрый, открытый и понимающий. Я такой. Первичный процесс – это идентификация человека. Это то, как я о себе знаю, как я сам себя осознаю, как я сам воспринимаю себя и свою жизнь.

Вторичный процесс (неЯ) – всё, что меня привлекает и раздражает. Всё, что со мной случается и происходит помимо моей воли. Всё, что мне не понятно. Может вызывать сильный интерес (будит энергию интереса), выводить из себя. Всё, что привлекает моё внимание в позитивном или негативном смысле. Это могут быть события. Это могут быть телесные ощущения. Это могут быть желания. Это могут быть люди (с привлекательными или непривлекательными чертами). Это могут быть сны. Это всё двери во вторичный процесс.

Граница между Я и неЯ – это край или барьер, или граница. Это граница нашей идентичности, граница того, что мы себе знаем. Это граница того, что мы можем позволить в себя пустить. Край состоит из страхов, запретов, убеждений, критики, ценностей своих и общества, травм. Край – это то, что нам мешает, останавливает нас.

Иногда на краю есть краевая фигура, которая в себе воплощает некие ценности или убеждения, призванные сохранять «status quo».

Иногда через край можно пройти быстро. Иногда медленно. Есть края хронические. С ними мы сталкивается время от времени в своей жизни. Они отступают немножко, а потом снова появляются в нашей жизни.

В процессуальной работе наша задача – попробовать перейти через край, заглянуть, увидеть что-то что за краем, перейти через край и найти там для себя что-то очень ценное, новое, обогатиться, расширить самого себя.    

Глубина погружения во вторичный процесс может быть разная. По возможности можно погрузиться в глубину до сущностного уровня.

Сначала у нас уровень консенсусной реальности. Это когда мы говорим о каком-то качестве, событии, симптоме, сновидении – это то, что мы можем назвать, описать. И все поймут. Болит голова. Пахнут цветы. Нахальный человек. Страшный сон. Медведь в сне. Все, когда это слышат – понимают, о чем речь. Это уровень информации, о котором люди заранее договорились.  Все в принципе понимают.

Уровень сновидения разворачивается через метафоры, через субъективный опыт. В одних и тех же цветах, один привлекает одно (цвет), других – совершенно другое (запах). У каждого за определенным образом стоит совершенно своя уникальная субъективная ассоциация, свой угол зрения. Для меня важно, что цветы с желтой ленточкой. Для кого-то один и тот же образ — «медведь» — ассоциируется с одним, а для другого с другим. Очень разные ассоциации вызывает образ медведя.

В процессуальной работе очень важна позиция незнания: незнание опыта, незнание образа и ассоциаций или точки зрения другого человека. Вроде бы на консенсусном уровне все говорят о медведе, но на самом деле на уровне субъективного восприятия (сновидческий уровень) это может быть что-то совершенно разное. Даже в одном человек эти образы меняются постоянно. Сегодня я имею один образ, а завтра – совершенно другой. Незнание при разворачивании вторичного очень важно. Очень важно не знать, не думать, что обо всем и обо всех ты знаешь заранее.  

Дальше мы можем дойти до уровня сущности. Уровень сущности —  это энергия. Мы отходим от конкретики образа медведя (консенсусная реальность), субъективный ассоциаций о медведе (сновидческий уровень) и медведь становится лишь энергией. Она не дуальная. Она не плохая и не хорошая. Она просто есть. Этому уровню соответствует ощущение, что вы пришли домой. Вы – дома. И когда вы пытаетесь объяснить это словами, вы это состояние теряете, вы выдергиваете себя из него. Это состояние можно прожить, но почти невозможно объяснить. Это тот момент, откуда всё возникает.

В книге Минделлов «Вскачь на лошади задом наперед» это описано. В ходе процессуальной работы мы возвращается к истоку той энергии, которая пришла к нам через какой-то образ, через какое-то событие, и стала нас допекать. И наша задача вернуться к этому состоянию, что было до того, как она появилась на этом заметном для нас уровне. Эту энергию узнать, прожить, прочувствовать, затем вернуться и привнести это новое в первичный процесс, тем самым обогатив его.

Наша задача – построить мостик между первичным и вторичным. Чтобы у вторичного появилась возможность перемещаться свободно тогда, когда это возможно. Чтобы она добавила в наш первичный процесс, обогатила его.

Развитие идет по принципу глубинной демократии.  Важно всё. Всё, что мы замечаем, всё, что привлекает наше внимание, всё что существует – всё это важно. Это всё Я. Глубинная демократия — все три уровня реальности важны. Мы идем по уровням, и интегрируем все находки.   

Арни Минделл писал: «Не все процессы можно интегрировать, и начать проживать прямо сейчас, но все процессы достойны того, чтобы их замечать и им следовать».

Я – это всё, что я замечаю. И сила моей реакции показывает, насколько это важно для меня на данный момент времени.  

Первый барьер (край) мы замечаем, когда мы видим, проявление своего вторичного в поведении другого человека.

Следующий барьер (край) – может возникать при погружении на уровень сущности. Например исследуя злость, или другое качество, которое мы считаем очень плохим, на уровне сущности мы можем почувствовать, что нет никаких оценок.

Заметить новый для себя феномен – уже барьер, уже край. Погрузиться в него – это другой барьер (край).

Арни: Клик, клик, и поток.

В конечном счете – всё сводится к потоку энергии, как сущности любых явлений и феноменов.

 

Если говорить о вторичном процессе, мы часто называем его Х-процесс. Или Экс-процесс.  Как будто мы с ним разведены. Как будто это наш бывший партнер (экс-партнер или экс-чемпион мира). Эта энергия, с которой мы в разводе. Нам надо с этой энергией наладить отношения заново.   

Маленькое Ю – маленькое «ты»

Большое Ю – вселенная

Макс Шубах – сказочник и волшебник: «Нужно как в сказке три раза попробовать (чтобы пройти через край)».

Клиент может напрямую напролом проскочить край. А иногда его терапевт может заманить. Можно самому терапевту перейти через край (показать пример клиенту), можно помочь клиенту помечтать о состоянии за краем. Можно заманить и перехитрить для того, чтобы просто клиент мог исследовать феномены за краем. «Только на 30 секунд, всего лишь попробуем войти в это состояние. Иногда самое лучше, что мы можем сделать за сессию с клиентом и самим собой – просто дотронуться, прикоснуться к этому новому состоянию.  

Иногда перейти через край не получается. Тогда нужно посидеть на краю, ножки свесить. И просто исследовать барьер (край), просто познакомится с фигурой на барьере (на краю).

Иногда на краю возникает желание посопротивляться, постоять за себя, почувствовать еще раз, что такое Я, какой Я, что важно мне, что я готов отдать, а что не готов.

Край – важный и мудрый. И не всегда цель перейти через него.

 

Автор статьи — Виктория Саат