Что делать, когда нет сигнала? Причины и решения

Все публикации / Просмотр публикации

На одном из модулей трехгодичного учебного курса по системным расстановкам мы устроили мозговой штурм на данную тему. Результаты оказались интересными.    

Преамбула: Допустим, расстановщик всё сделал правильно. С клиентом поговорил. Фигуры в поле поставил. А сигнала из поля нет. Ничего не движется. Ничего не чувствуется. Заместители зевают. Наблюдатели скучают. Клиент в каком-то странном состоянии. Расстановщик в странном состоянии. Ожидание становится томительным. Ощущение такое, что локатор не включен или заблокирован. Нет сигнала. Нет густоты. Нет опоры для работы.

Какие причины этого явления?

  • Слишком сложная и массивная проблема, клиент, заместители и расстановщик не имеют ресурсов на это посмотреть, и поле их от этого «травмирующего впечатления» пока бережет.
    Замечено, что если под определенную расстановку в зале собралось не 30 заместителей, а 10, это очень важный сигнал. Тема запроса будет очень тяжелая, и собрались (смогли дойти) только те заместители, которые способны это выдержать.
  • Запрос клиента надуманный. Он сделан из любопытства, из баловства. «Хочу посмотреть в расстановке, есть ли у меня шансы стать президентом США?»
  • Клиент, расстановщик или любой другой член группы находится в сильных чувствах (например, в агрессии). Если пространство наполнено сильными чувствами, не связанными с темой запроса, с темой расстановки, то энергии и информации в связи с запросом клиента просто некуда прийти. Место занято.

  • Расстановщик не в ресурсе. Например, данная расстановка — это его восемнадцатая работа за день. И он очень устал. Или самих расстановок может быть было немного, но расстановщик делал их индивидуально и в каждой из расстановок погружался в исследование очень многих ролей, не давая себе отдыха, и намешал внутри себя мешанину ощущений. Его тело просто отказывается что-то воспринимать. И поле щадит расстановщика, а вместе с ним и группу, и клиента.  
  • Критическая масса скептиков в группе. Юристы-логики-менталисты-головастики-скептики-новички. Коллективный скепсис просто подавляет любые сигналы из поля.
  • Система не хочет открывать данную тему для клиента. Есть в системе некая тайна. Дорогой родственник (клиент) не лезь, не твоего ума дело.  
  • Несвоевременность запроса. Коллективное бессознательное семьи как будто говорит клиенту: «Ты, дорогой клиент, еще не настрадался. Тебе еще паре месяцев нужно для полного осознания ситуации. Потерпи. И скоро будет тебе счастье. Через два месяца покажем всё как есть».
    Кстати в картах Таро есть так называемая пустая карта, когда она выпадает, это означает что информация по запросу отсутствует, закрыта для клиента.
  • Звезды так сошлись (шутка). В момент затмений лунных и солнечных замечено, делать расстановки труднее, сигнал слабее, затраты ресурсов группы на расстановку больше. Клиент или не доходит до расстановки, или уж если доходит, то просто пьёт чай. В затмении вообще может вылезти не то, что нужно. Дорогие расстановщики, будьте осторожны. Проявите заботу о себе любимых.
  • Актуальные запросы всех собравшихся похожи. Например, если темой всех присутствующий, включая расстановщика, является тема «Сепарация от мамы», то работа над каждым запросом будет очень вязкой и трудной. В группе нет ресурсных фигур, которые смогут смотреть на информацию и тему запроса свободно, без предубежденности. Данная тема оказывается вытесненной силами всей группы. Все оказываются слепыми перед данным запросом.

Что делать в такой ситуации?

  • Сделать всей группой ресурсное упражнение.
  • Сделать всей группой физическую разминку (побегать, попрыгать, повеселиться, поорать, переключиться).
  • Прочитать всей группе заместителей не только инструктаж, но краткую лекцию по поводу предстоящей темы, какие бывают варианты развития событий и какие бывают решения. В этом случае очень помогают приёмы графической визуализации. Приём Поняковского: «Нам поможет только кража!» и в доказательство нарисовал треугольник. Шура ничего не понял. Но треугольник произвел магическое впечатление».  
  • При 100% отсутствии сигнала из поля, терапевт может сделать для клиента очень много, используя другие модальности психотерапии. Он может интеллектуально сформировать гипотезу и сделать ряд интервенций, исходя только из того, что сказал клиент в предварительном интервью. Если у клиента есть нерожденные братья и сестры расстановщик может оказать очень важную помощь для клиента и без расстановочных тестов. В таком случае это будет работа с клиентом в техниках телесно-ориентированной терапии, НПЛ, эриксоновского гипноза, и любой другой, доступной и уместной для терапевта, клиента, и группы.

  • Чтобы разрядить поле расстановщик может рассказать анекдоты и притчи. Умение работать голосом и интонациями приветствуется. Музыканты с абсолютным слухом модуляциями голоса могут сделать с окружающими всё, что угодно.  
  • Можно просто расчистить поле методом визуализации, как расчищают небо от облаков специалисты данного жанра. И после того, как помехи убраны, сигнал начинает проходить.
  • Очень хорошо помогает перерыв, проветривание и другие виды очищения помещения.
  • Очень хорошо помогает перерыв, перекус, чай с печеньками как дополнительное вливание ресурса в группу, клиента и расстановщика. Замечено, если кто-то из членов группы по собственной инициативе принес на расстановочный вечер кучу бутербродов, значит будет жарко во всех отношениях.
  • Обратиться к большим ресурсным фигурам-покровителям терапевтической работы и вообще помощи людям. Например, архетипическая фигура Родина-Мать всегда относится к людям очень доброжелательно и одно её присутствие в поле в виде выставленной фигуры может существенно облегчить расстановочную работу.  
  • Очень помогает простейший и гениальный по своей эффективности приём расстановочной работы – просто озвучить, честно признать то, что в данный  момент происходит, сказать об этом вслух. «Ничего не движется…», «Сигнала нет…», «Пока мне ничего не понятно…», «Если нам стоит увидеть что-то важно, относящееся к теме запроса, пусть это проявится…» Эффект от подобных интервенций просто волшебный. Как избушка на курьих ножках просто поворачивается к лесу задом, а к нам передом, так и образ расстановки становится яснее.
  • В случае сильного сопротивления клиента, который смотрит на образ расстановки как баран на новые ворота, и не слышит сигналов от заместителей, никуда не сдвигается, и процесс всей расстановки как бы зависает, в этом случае нужно просто либо дать больше времени, либо объяснить что-то важное дополнительно, либо сменить тактику и направление работы, изменить рамку. Например, вместо работы в группе проработать кусочек сессии в индивидуальном формате.   

  • Иногда очень помогает – провокация клиента на реальный запрос. «Дорогой клиент, вы видите, что на данный запрос поле нам ничего показывать не хочет. Давайте переформулируем запрос. Давайте возьмём такую тему, которая вас по настоящему волнует. Давайте что-то поменяем.
  • Иногда расстановщик может честно признаться: «Дорогой клиент, по всем признакам, данная тема соответствует моему слепому пятну. Либо я перенаправлю вас к другому специалисту, либо, подождите месяц, пока я сам её в себе проработаю со своим супервизором, а потом приходите.

***

17-18 марта 2018 года  очередной модуль учебного курса «Интегративная модель системных расстановок» в Москве www.olvia-center.ru 

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880